191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Ася Сусанина. ИГРУШЕЧНЫЕ ЛЮДИ. Живопись

1 – 23 декабря 2023

В залах галереи

От автора

На выставке будут представлены новые работы, созданные в 2022–2023 годах.

Рассматриваю шаблоны, клише современной культуры, их воздействие на сознание человека. Информационная и визуальная среда, создаваемая гаджетами, СМИ, рекламой, приводят к формированию прообразов, которые в некоторой степени заменяют собой человека, живут за человека. Их действия, проживаемые ситуации стереотипны, соответствуют среде.

Мир людей изначально многозвучный и многослойный, окрашенный живыми и кипучими цветами, в современном звучании оказывается плоским и скучным. Существуют некие типы и соответствующие им сюжеты. Типические сюжеты с типическими персонажами. Немного гротеска, чтобы не стало грустно.

К духовным переживаниям Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова можно добавить новые, связанные с сохранением национального кода и нравственных ценностей как таковых, поскольку процессы глобализации и материализации, поддерживаемые гаджетами, кино, рекламой, СМИ, производят удобоваримый продукт, не требующий внутренних усилий.

Никто не отнимает у нас нашей свободы, но пользоваться ею лень. Масса готовых шаблонов, героев и антигероев, киношных и анимационных. Достаточно купить костюм и парик.

Разносторонне я рассматриваю эти вопросы в своих четырех циклах, представленных на этой выставке.

 

Цикл «Вопросы интеграции»

Из разнородных частей рождается целое. Это может быть субъект или группа, которые соединяют в себе черты новой цивилизации и старого уклада. Соединение с отсутствием внутреннего единства часто дисгармонично, является объединением переходного типа, возникающее на сломе веков или в условиях историко-культурных катаклизмов.

Девочка-мышь, с ушами микки мауса или чебурашки – существо переходного типа. Легко адаптирующаяся в новой информационной реальности, ее породившей, она олицетворяет новую среду, темп, ритмы. Она не соответствует русскому культурному коду, но в известной степени соединяется с ним посредством клише, атрибутов русской национальной культуры. Мужик балалаечник, кумушки в кокошниках, соответствующие русскому культурному коду, оказываются втянутыми в процесс глобализации, становятся частицами и частями формирующегося нового общества и культурной среды. Эти переходные, сложные состояния отображены в моих работах «Вопросы интеграции» и «Дитя интеграции».

 

Цикл «Сцены из жизни горожан»

Жизнь города кипуча и многослойна. Она состоит из разнообразных занятий, устремлений, эмоциональных состояний людей. Люди спешат, спорят, завидуют, влюбляются, страдают. Есть победители и аутсайдеры. Есть действующие лица, участники той или иной сцены, и те, кто наблюдает происходящее со стороны. Фигура заднего плана за столом выражает свое субъективное отношение к фигурам переднего плана. Стереотипы поведения, присущие среде, той или иной социальной группе, во многом определяют модель поведения, взаимоотношения, чувства.

 

Цикл «Вечный ребенок»

Мне захотелось рассказать о судьбе юноши, которому одиноко в этом мире. Он раним, застенчив, мечтателен. Мир представляется ему грубым, сверстники его не понимают.
Не в силах порвать с миром детства, в котором было так уютно и безопасно, он переносит из него в свое отрочество и юношество любимую детскую игрушку. Это игрушечный мишка, который в сознании юноши одушевляется и очеловечивается, становится его единственным другом. Он с ним играет, разговаривает, наслаждается природой и, в конечном счете, уходит от реальности, остается в мире детства.

 

Цикл «Сказки народов мира»

В сюжетах моих работ участвуют не люди, но собирательные герои и антигерои. Злой шут – джокер, прообразы которого имеются в культурах различных народов мира (Трикстер, Сет, ворон Кутх, Гефест, Тиль Уленшпигель и т.д.), в гипертрофированном виде олицетворяет все пороки человеческого бытия. Соперник злого шута или антигероя – супергерой, соединил в себе черты гусара и мушкетера, русского находчивого солдата, героя сказок, и супермена Гая Фокса.

Для формирования нравственно здорового общества, думаю, важно социально-культурные проблемы рассмотреть с этической стороны и правильно расставить акценты по вопросам добра и зла. Образы зла в искусстве должны перестать быть привлекательными. Потому антигерой в моих работах как правило зол, уныл, глуп, некрасив, неуклюж и непременно проигрывает.

 

Ася Сусанина родилась в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1976 году. Окончила училище культуры, затем, в 2001 году, Уральский Государственный Педагогический Университет (факультет истории). В 2006 году переехала в Петербург. В настоящее время работает на заводе в цехе по рабочей специальности.

Участвовала в выставках «Монстры и мифологические сюжеты», «Рука в искусстве», Фонд М. Шемякина, СПб, 2011 и 2012,
Персональная выставка «Среда обитания», Лофт Проект Этажи, СПб, 2020,
Международный конкурс изобразительного искусства Mellow Art Award 2021 (специальный приз),
Выставка «47 после 74» – распад СССР в ДК им. Газа 2021,
Персональная выставка «Среда обитания», галерея Борей, СПб, 2022,
Выставка Ecuador Poster Bienal, 2022,
Выставка «Все будет хорошо», АРТМУЗА СПб, 2022-23,
Выставочный проект «Найти Внутреннюю Монголию. Часть II», галерея Arbuzz, Москва 2023, Выставка «Ух ты», галерея «Здесь», Москва,
Выставка «Это надо отметить», BisArtGallary, Москва, 2023.

MENU